logo

Вазари-фест: Покинуть Башню из слоновой кости и мотивировать людей на сложность

Так коротко можно обозначить цель Вазари-феста, проходившего в Нижнем Новгороде 23-25 мая. Мы принимали в нём участие и как гости – все три дня книги Литеры были представлены на книжной ярмарке, а 25 мая на презентации издательства мы рассказывали о городе как тексте и о том, какие книги получаются, если подойти к теме городского пространства с такой стороны; и просто как зрители и слушатели – на «Фестивале текстов об искусстве» было очень много всего интересного, и жаль, что часто одновременно (тут, как и на Петербургском книжном салоне, нам бы весьма пригодилось какое-нибудь заклинание в духе Гарри Поттера или вот да – маховик времени:)


*немного артефактов с с фестиваля*

До того как начались основные мероприятия, состоялась пресс-конференция – прекрасный компромиссный вариант, возможность послушать сразу много умных людей.


Анна Марковна Гор, директор Приволжского филиала ГЦСИ, рассказывая о целях фестиваля, посетовала на плачевную ситуацию с текстами об искусстве в Нижнем Новгороде (что да – то да). Вазари-фест – это попытка как-то эту ситуацию изменить: популяризировать не только искусство, но и тексты о нем, ведь только усвоив опыт интерпретаций, можно вести осмысленный диалог об искусстве.

Как отметила Наталья Сиповская (директор НИИ искусствознания МК РФ), искусствоведам внутри своего сообщества так друг с другом интересно, что и не хочется выходить к людям, а ведь «ход в народ» – это давняя русская традиция, и, возможно, следует вернуть нашему искусствознанию некий просветительский пафос – «мотивировать людей на сложность», как сформулировала эту задачу Анна Гор.

Аналогов Вазари-фесту сейчас, пожалуй, нет. Один из почетных гостей – Виктор Мизиано, основатель и главный редактор «Художественного журнала» – вспомнил в этой связи только об удивительном фестивале современного искусства в Италии, в Фаэнце, на котором нет ни одного произведения искусства, только разговоры о нем и презентация книг. В Европе этот фестиваль популярен и признан номером один в своей области.

Было бы очень здорово, если бы и Вазари-фест продолжил свое развитие и стал ежегодным, ведь на нем нашлось место не только высокоинтеллектуальным дискуссиям и лекциям, но и более неформальным презентациям, доверительным беседам, мастер-классам и тест-драйвам для детей и родителей.

Нам очень близка точка зрения Александра Иванова, главного редактора московского издательства "Ad Marginem Press", который говорил о настроенности на восприятие красоты, о «воспитании чувств» и о том, что, пожалуй, самая глубокая оценка, которую мы можем дать произведению искусства, - это «мне нравится», то есть принять его и в какой-то степени полюбить. Наш нижегородский ландшафт, вид, открывающийся с высокого берега, по мнению Александра Иванова, вполне может воспитывать чувство прекрасного, восприимчивость к нему.

Он же провел замечательную аналогию, близкую и понятную любому человеку, сравнив искусство с пищей. Мы привыкаем к определенному набору продуктов и определенным рецептам, но это не значит, что за пределами наших привычек будет невкусно. Нужно только попробовать.
Говоря о восприятии пищи, в наше время трудно обойти французскую тему. Недаром сейчас так популярны книги вроде «Французские дети не плюются едой», «Французские дети едят всё и ваши тоже могут». Александр Иванов тут же вспомнил случай, когда он с французскими друзьями ужинал в арабском ресторане, а те вовсю обсуждали нюансы французской домашней кухни и достоинства разных блюд, пояснив, что разговоры о еде – неотъемлемая часть удовольствия от еды.

Так и с искусством.
Чтобы в полной мере им насладиться, нужно читать и говорить о нём.
Давайте будем стараться:)

PS Об итогах фестиваля на официальном сайте ГЦСИ.
Было интересно. Спасибо за репортаж.